Что может быть сложнее составления хорошего сборника? Пожалуй, только прослушивание плохого. Собрать воедино 15-20 достойных треков - задача практически невозможная. И из тех соображений, что всем мил не будешь, и из вполне шкурных, ведь все приличные исполнители давно знают себе цену (или думают, что знают). Поэтому честнее и проще делать сборники тематические, по крайней мере, будешь знать, на кого ориентирован релиз.
Линейка "Особенности национального рэпа" никогда не претендовала на особый шик и громкие имена. Тем и была хороша. Региональные исполнители плюс 1-2 "полузвезды" - вот типичный набор любого "ОНР". Не стал исключением и десятый, возможно последний, выпуск.
Если верить составителю сборника, одной из главных особенностей отечественного рэпа начала 2006-ого является его практически полная стилевая палитра. Рэп в России, оказывается, есть любой, от и до. Практически любое движение на западе нашло свое отражение на 1/6 части суши и на данном диске в частности.
Андеграунд. "ОНР-10" предлагает две его вариации. Кажэ Обойма, как и его друзья Смоки Мо и Umbriaco, разрабатывает стезю качественного американского андеграунда первого эшелона. Того самого, что вполне способен ворваться в ранг звезды при удачном стечении обстоятельств и творчества. В России это маловероятно, но внимание к себе Обойма привлекает не только манерой Method Man'а. Его "Порция", если и не заявка на успех, то заявка на эту заявку. Твои Кумиры, проект московских UnderWHAT?, смотрят в другую сторону и сторона эта, скорее всего заокеанских мужиков с Psycho+Logical-Records. СREO IMPERA feat. Magg закручивают предложения в практически нерасчленимые конструкции, так что слушать их удобнее, как поэзию Хлебникова - звучит ладно. Заявленный в названии позитив наличествует в аптекарской дозе.
Репрезент. Любовь к песням о себе - вещь не поддающаяся объяснению. Надо быть либо очень наглым, либо очень молодым, чтобы искренне веровать в свою исключительность, хотя бы как рэппера. Чтобы сделать интересный репрезент, хорошо бы быть и человеком интересным. Либо уметь облечь похвалы себе в удобоваримую форму. Например, Саге из Луганска удалось потешить любителей классического русского рэп-кача. Мс из Kapilana (Сыктывкар) все еще чувствуют себя солдатами WU и это, при всех достоинствах и даже аутентичности трека, не может не печалить. Сколько ж можно. Rap City и Dissonance хвалят себя на современный манер. Получается задорно, особенно у вторых. Если и делать репрезенты, то только так - чтобы получалось танцевально.
Клубный рэп. С каждым разом на ОНР (да и вообще на сборниках) все чаще встречаются молодые люди, избравшие своим художественным героем бабника и прожигателя жизни. Несоответствие реальному положению дел оставим за скобками, иначе такие песни можно слушать только как комические куплеты. Итак, лучше всех в образ вошли SCANDAL Inc & Calvados с нептунообразным "Новые правила". К-26 пошли по стопам David Banner и Ying Yang Twins, зачитав свой мегапошлый "Пахнет сексом" шепотом. Непредназначенный для адекватной передачи деталей коитуса русский язык сопротивляется что есть сил, но королевский коллектив не обращает на это внимание. Почти корифеи секс-стайла Fuctory при поддержке Ed-Win и Maestro A-Sid сочинили настоящий хит с плотным, но пошлым припевом. Прицеп тоже разрабатывает тему соития, столь популярную для такого жанра, но без столичного лоска.
И самую большую часть сборника, как впрочем и раньше, занимают треки, которые легче всего определить как "русский рэп". Он про жизнь и мысли молодых людей и на самом деле почти ни про что. А точнее - про то, что у авторов есть желание сочинять рэп. Лучше всего тут показали себя рижане М.и.Ф. с искренним и не надуманным "Это не купить за деньги". Толеранс взялись описывать жизнь трамваев и этот ход - читать о, казалось бы, банальных вещах, они используют не в первый раз. Как минимум - интересно. Сильным треком отметился Vэns из Владивостока. За счет гипнотического женского вокала и общей сумрачности "Не так, как кажется" кажется вполне законченной вещицей. А вот песни Диагноза: Сумасшедшие и Тандема не спасают вокал Елки в первом и живые инструменты во втором.
Завершает ОНР-10 нежная композиция Пен-А-Пласта - "Боярский". Не уверен, что Михаил Сергеевич одобрил бы фривольный настрой трека, но его наличие пошло сборнику только на пользу.
Срез отечественного хип-хопа на ОНР-10 можно и должно признать удачным, тенденции и традиции указаны точно. Он именно таков в общей своей массе.
Инфо заимсвовано с Rap.ru